Для успешной торговли на любой из интернет-платформ, требуется, прежде всего, решить несколько вопросов относительно хранения, упаковки и доставки товаров. Здесь и придет на помощь фулфилмент для маркетплейсов. В данном материале можно подробно узнать о том, что это такое и какую приносит пользу.
Что собой представляет фулфилмент для маркетплейсов?
В первую очередь, фулфилмент – это бизнес-услуга, которая предоставляется продавцу другой стороной. В нее входит целый перечень операций, начиная приемкой товара на склад и заканчивая отправкой посылки покупателю.
На примере фулфилмент выглядит следующим образом:
- Продавец заключает договор со сторонним оператором либо самим маркетплейсом (Ozon или пр.).
- Выбирает определенную модель сотрудничества.
- Передает второй стороне часть обязанностей.
Это отличный выбор, например, если магазину приходится часто обрабатывать большое количество заказов. В этом случае для нормальной отлаженной работы потребуется взять в аренду достаточно большое складское помещение, организовать некоторое количество сотрудников, чтобы те упаковывали, маркировали и отправляли посылки. Для всего этого требуется большое количество времени и денежных средств.
Еще один вариант – если магазин совсем новый и продавец пока не знаком со всеми тонкостями работы. Так, к примеру, маркетплейс может накладывать штрафы по тем или иным причинам. В то время как фулфилмент поможет избежать форс-мажоров, заставит магазин работать продуктивно и даже сэкономит финансы.
Для магазинов же, которые уже не первый год на рынке, но так и не получили больших оборотов, услуги фулфилмента, напротив, могут оказаться невыгодными.
В числе плюсов этой услуги:
- возможность решить большую часть задач по логистике в ходе работы с покупателями;
- экономия средств, которые пришлось бы потратить на аренду склада и найм сотрудников;
- экономия времени на сбор заказов;
- облегчение нагрузки для продавца при большом обороте.
Однако есть и некоторые недостатки. К примеру, после передачи определенных задач в другие руки, селлер теряет контроль над этими процессами. Кроме того, не исключаются ошибки при объемном товарообороте или задержки в переводе оплаты за заказы, которую получает в первую очередь именно посредник.
Системы, по которым работает фулфилмент
Обычно продавцы предпочитают работать с маркетплейсами по нескольким основным причинам:
- наработанная база покупателей;
- отсутствие необходимости делать собственный интернет-магазин;
- помощь с упаковкой и доставкой.
Остается только делегировать часть задач, и сделать это можно с помощью таких моделей:
- FBO. Обязанности фулфилмент-оператора обеспечивает или сторонняя организация, или сам маркетплейс. Именно на его плечи ложатся обязанности по хранению, упаковке и доставке товара до нужного склада, а оттуда – до покупателя. Товар может поставляться регулярными партиями или же по факту конкретного заказа.
- FBS. Фулфилментом в данном случае выступает сам продавец. Ему приходится заниматься всеми вышеупомянутыми мелочами, в то время как на плечи маркетплейса ложится только обязанность по доставке.
По мнению многих экспертов, новичкам в торговле лучше всего подойдет именно первый вариант, а опытным предпринимателям с определенной базой и средним оборотом – второй.
Как правильно сделать выбор?
Если принято решение о сотрудничестве с фулфилмент-операторами, требуется в первую очередь сделать правильный для себя выбор. Ведь от долгосрочного совместного ведения дел зависит на самом деле очень много. Так, в первую очередь, разумеется, следует во всех подробностях изучить отзывы других селлеров о выбранной компании. Это позволит составить первое впечатление, понять, насколько компания надежна. Не помешает присмотреться и к штату сотрудников.
На что еще следует обращать внимание, выбирая оператора:
- Если у продавца специфический товар в продаже, важно удостовериться, что у организации есть опыт работы с ней. В этом случае не придется переживать за сохранность продукции.
- Полезно будет уточнить, где именно располагается складское помещение, а также как там все устроено. Это кажется малозначимым, но от этой детали зависят действительно значимые моменты. К примеру, скорость доставки. Чем ближе склад будет находиться к точке сбыта, тем лучше.
- Возможность доставки должна быть изучена сразу же. Продавцу следует также заблаговременно убедиться, что обработкой поставок и возвратов ему не придется заниматься самостоятельно.
- Следует заблаговременно ознакомиться с условиями договора, а также сроками их исполнения. Если тот или иной важный для селлера момент не будет указан сразу, об этом следует упомянуть отдельно. После разделения ответственности не должно остаться никаких подводных камней. В документах должны быть прописаны все нюансы.
- Полезно будет присмотреться к прайсу дополнительных услуг. Насколько они выгодны, есть ли комплекс и так далее. Кроме того, не помешает сравнить ценники, чтобы понять, в какой компании стоимость услуг получится наиболее выгодной.
- Также следует изучить технические возможности потенциального оператора, чтобы получить уверенность, что все услуги будут предоставлены как должно.
Продавец может заняться логистическими задачами самостоятельно или же делегировать часть обязанностей сторонним рукам. В этом случае нет правильного ответа. Все зависит от текущего положения дел.